На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ИЛИ ДУХ ВРАЖДЫ?

Андрей Гусаров. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ИЛИ ДУХ ВРАЖДЫ? Действия некоторых иерархов Московской патриархии в отношении РПЦЗ МП наводят на размышления

Четыре года назад, в мае 2007 г., был подписан Акт о возобновлении евхаристического общения между Московским патриархатом и Русской Православной Церкви Заграницей (Синод Митрополита Лавра – РПЦЗ(Л)), к тому моменту уже разделившейся на множество "осколков", не признавших, разумеется, "Акт о восстановлении общения". Многие русские православные в Америке стали надеяться, что все разногласия со временем будут окончательно забыты, и обе части Русской Церкви будут совместно трудиться на благо Православия. Казалось, наступило время совместной молитвы, совместной христианской работы. Конечно, не все было гладко, но была надежда, что это лишь временные трудности.

Ситуация стала меняться в  2010 г., когда управляющим приходами Московской патриархии в Америке стал архиепископ Юстиниан (Овчинников)...
В Мехико-Сити в юрисдикции РПЦЗ МП находится Свято-Троицкий скит, возглавляемый игуменом Нектарием (http://www.pravoslavie.mx/). В скиту ведется серьезная духовная и миссионерская работа. Прихожане этой миссии исключительно русские, все службы проводятся на церковнославянском языке, с частичным использованием испанского. Устраиваются приходские ёлки, общественные мероприятия и другие акции, укрепляющие общину. Например, на старый Новый год более 200 гостей присутствовали на торжественном приеме, устроенном скитом. В праздновании принимали участие и представители дипломатических корпусов Российской Федерации, Кипра, Сербии. В скиту часто проводятся выступления детского русского хора. Деятельность скита развивается уже много лет, несмотря на отсутствие каких-либо средств со стороны. Более того, игумен Нектарий ведет обширную благотворительную работу.

В Мексике есть еще один православный русский приход. Он находится в двух с половиной часах езды от Мехико-Сити, возглавляется священником-мексиканцем и принадлежит к прямой юрисдикции Московской патриархии. Отношения со Свято-Троицким скитом у этого прихода доныне остаются очень теплыми.

В январе 2011 года вновь прибывший в Америку архиепископ Юстиниан направил своих представителей, игумена Никодима и протоиерея Игоря Выжанова, в Мексику для подготовки приезда туда самого архипастыря. Визит этих священнослужителей стал началом смуты в русской общине Мексики. Представители архиепископа Юстиниана вступили в общение с сотрудниками российского посольства, которые сообщили, что Свято-Троицкий скит является американской организацией и представляет интересы США. Вывод был однозначный – в столице Мексики необходимо создать новый русский приход, подчиняющийся Московской патриархии. Со стороны представителей патриархии стали звучать заявления, что русскоязычную колонию в Мексике должен обслуживать священник, находящийся под омофором Московского патриархата, а не Русской Зарубежной Церкви. Заявления, прозвучавшие со стороны представителей Московской патриархии, оставили неприятный осадок. Они звучали как привет из далекого прошлого, откуда-то из времен "холодной войны". В конце концов, заявления игумена Никодима и священника Игоря Выжанова привели к смуте на приходе РПЦЗ МП.

В конце апреля 2011 г. в Мексику прибыл и сам архиепископ Юстиниан, который служил литургию в соборе Антиохийского патриархата. Тогда же архиепископ Юстиниан передал настоятелю Свято-Троицкого подворья игумену Нектарию через своих представителей приглашение прийти на встречу и привести своих прихожан. Было объявлено, что цель приглашения – рассказ о планах Юстиниана в отношении русской диаспоры в Мексике.

Приглашение было принято. Но планы, которыми поделился архиепископ Юстиниан, серьезно смутили приглашенных. Во время своего выступления иерарх ни словом не упомянул о том служении, которое на протяжении десятилетий осуществляла в Мексике Русская Православная Церковь Заграницей. Зато было немало сказано о том, что теперь в Мексике будет либо русский приход под омофором Антиохийского Патриарха, либо приход Московской патриархии.

1 мая 2011 г. архиепископ Юстиниан во всеуслышание объявил в соборе Антиохийской Церкви, что при помощи Антиохийского патриархата в Мексике будет организован новый приход под омофором Московского патриархата. Этот приход, по словам владыки Юстиниана, будет впервые (!) обслуживать русскую православную колонию в Мексике. И снова – ни слова о Свято-Троицком ските.

Заявление архиепископа вызвало ропот среди прихожан Свято-Троицкого скита и стало причиной их обращения к архиепископу Юстиниану. В ответ на вопрос о Свято-Троицком ските РПЦЗ архиепископ Юстиниан заявил: "Ну, это не грех - посещать этот приход. Но тем, кто хочет быть членами Московского патриархата, следует отныне молиться с нашим мексиканским священником. Скоро у Вас будет выбор – или оставаться в РПЦЗ или же вернуться в Московский патриархат".

Будучи иерархом РПЦ МП, архиепископ Юстиниан знает, что, с точки зрения Москвы, РПЦЗ уже является частью Московского патриархата.  Стоит заглянуть в официальный календарь, где иерархи РПЦЗ МП приведены в одном ряду с архиереями Московской патриархии. Вряд ли архиепископ Юстиниан может не знать о совершившемся восстановлении канонического общения между РПЦ МП и РПЦЗ(Л).

В заключение архиепископ Юстиниан все же посетил Свято-Троицкий скит, где публично оскорбил игумена Нектария, объявил прихожанам, что их обманывают, что РПЦЗ не является Русской Церковью, а всего лишь "группой фанатиков". В завершение своего визита в Свято-Троицкий скит архиепископ Юстиниан обратился к прихожанам о. Нектария с призывом: "Оставляйте этот приход и возвращайтесь к нам!" Эти слова архиепископ Юстиниан позже разместил на сайте Свято-Никольского собора в Нью-Йорке и назвал "наставлением". Но канонично ли "наставление", произнесенное викарием, каковым является владыка Юстиниан, для чужой паствы, находящейся под омофором архиепископа Кирилла, правящего архиерея Западно-Американской епархии РПЦЗ МП? Насколько вообще корректно викарному архиерею вмешиваться во внутренние дела епархии другого и, к тому же, еще и правящего архиерея

Удивительно, что, обвинив Русскую Зарубежную Церковь в фанатизме и измене традициям Православия, посоветовав приходу покинуть Свято-Троицкий скит, архиепископ Юстиниан потребовал от о. Нектария, чтобы тот приютил у себя священника, которого владыка намерен послать для окормления патриархийного прихода. Когда в тот же вечер отец Нектарий спросил архиепископа Юстиниана, зачем архипастырь открыто выступил с ложной информацией перед прихожанами, то владыка всего лишь улыбнулся и посоветовал отцу Нектарию не волноваться, пообещал ему церковную награду. А на другой день архиепископ Юстиниан уже прямо призвал отца Нектария бросить юрисдикцию РПЦЗ МП и присоединиться с имуществом и недвижимостью к епархии архиепископа Юстиниана.

Более того, на сайте Свято-Николаевского собора Московской патриархии в Нью-Йорке появился отчет о поездке архиепископа Юстиниана в Мексику. Затем архиепископ дал интервью РИА "Новости", если не враждебное, то пренебрежительное по отношению к Русской Зарубежной Церкви.

Здесь архиепископ Юстиниан позволил себе новый выпад в адрес РПЦЗ. "К сожалению, - говорит архиепископ Наро-Фоминский, - за многие годы изолированной жизни для Русской Православной Церкви Заграницей жить интересами отдельно взятого прихода стало характерной чертой. Нет сопереживания большим планам христианской миссии и за судьбу Вселенского православия. Изолированность всегда несет в себе некий момент эгоистичности: "Мы привыкли жить маленькой общинкой, и что вы тут нам хотите сказать?".

Плоды миссионерской деятельности РПЦЗ в Америке хорошо известны.
Заявления архиепископа Юстиниана вновь заставили прихожан Свято-Троицкого скита задуматься – а знает ли вообще владыка об установлении евхаристического общения РПЦЗ с Московской патриархии, без всяких условий и взаимного покаяния? Или архиепископ Юстиниан судит о Зарубежной Церкви по лживым публикациям 1960-х гг. С.В. Троицкого и агиткам советских псевдоисториков?
Заявления архиепископа Юстиниана сразу же дали свои "плоды". Вслед за ним представители посольства Российской Федерации начали повторять, что РПЦЗ не является частью Русской Церкви. Для того, чтобы помочь архиепископу Юстиниану "похитить" прихожан РПЦЗ, посольство РФ согласилось предоставлять каждое воскресенье два автобуса. Эти автобусы будут запаркованы не где-нибудь, не в трущобах и не на торжищах, где действительно ждут слова о Христе, а именно перед русским храмом РПЦЗ, чтобы увозить прихожан в церковь Московской патриархии, которая находится в более чем двух часах езды.

Итак, в Мексике архиепископ Юстиниан начал разрушительную работу по разделению прихода РПЦЗ. Но нечто подобное происходит и в США.

Действия прежнего главы приходов РПЦ МП в Северной Америке епископа Зарайского Меркурия в свое время привели к более или менее стабильному миру. Плодом работы епископа Меркурия в свое время стали ежегодные крестные ходы во время Светлой седмицы с участием архиереев как Московской патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви. При епископе Меркурии участие в крестных ходах епископа Манхэттенского (РПЦЗ МП) стали доброй традицией. В 2008 г. в крестном ходе участвовало целых три иерарха РПЦЗ МП и сонм духовенства. При архиепископе Юстиниане эти традиции были сразу же забыты. В нынешнем, 2011 г., в крестном ходе от РПЦЗ МП приняли участие только два священника, и несколько диаконов.

К сожалению, сегодня наблюдается серьезное осложнение отношений между представительством Московской патриархии в США и Русской Зарубежной Церковью во главе с митрополитом Иларионом. Остается лишь гадать, является ли это плодом некомпетентности архиепископа Юстиниана или целенаправленной политикой иерархов Московской патриархии.

В пользу последней версии можно привести следующий пример. В 2009 г., то есть через два года после возобновления евхаристического общения Московской патриархии с РПЦЗ(Л), по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) вышла безграмотная брошюра Н. Колчуринского "О зле раскола в Церкви". На обложке в одном ряду с обновленцем Александром Введенским и лидером старообрядчества Никитой Пустосвятом почему-то изображен архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев), известный подвижник благочестия, труды которого, в частности толкования на Священное Писание, уже долгие годы используются как учебные пособия в духовных семинариях и академиях Московского патриархата. Что же, архиепископ Аверкий по версии Владимирской епархии РПЦ МП раскольник?

Но на этом автор брошюры не останавливается. В книге о Русской Зарубежной Церкви говорится как о "типичном расколе". Здесь же содержится и клеветническая информация о канонизациях в РПЦЗ инославных (С. 39), хотя календари РПЦЗ издаются, вполне доступны, и имен неправославных христиан, как любой может убедиться, в них нет. Здесь же, ссылаясь на самого себя, автор выдает и другую клеветническую информацию: дескать, именно из РПЦЗ вышла ересь "царебожия" (С. 41). Но в отличие от некоторых приходов и монастырей Московского патриархата (в том числе и во Владимирской епархии) в РПЦЗ МП нет ни восхваления Распутина, ни "икон" Ивана IV и кровавого маньяка Сталина. 

Было бы очень горько, если бы усилия, приведшие некогда РПЦ МП и РПЦЗ(Л) к единству, пошли прахом по причине чьей-то неосведомленности или духа вражды.
http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1266

 

Картина дня

наверх