РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО РАФАИЛА,
АРХИЕПИСКОПА МОСКОВСКОГО, МИТРОПОЛИТА ВСЕРОССИЙСКОГО
К АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ИНОКАМ И ИНОКИНЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Дева днесь Пресущественного рождает,
И земля вертеп Непреступному приносит,
Ангели же с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют.
Нас бо ради родися Отроча младо –
Превечный Бог. (кондак Рождеству Христову).
Любимые мои,
В кодаке празднуемого нами ныне Рождения по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа кратко воспроизводится суть двух евангельских повествований о Рождестве Христовом у евангелистов Луки и Матфея. Земля, под которой понимается ещё не искупленное от греха человечество, приносит Существующему прежде веков единородному Сыну единственного Бога всего лишь вертеп, то есть пещеру, где в непогоду укрывались вифлеемские пастухи со своими стадами, поскольку, как повествует евангелист, Святому Семейству – Деве Марии и Ее обручнику праведному Иосифу «не было места в гостинице» (Лк 2:7). Именно сюда направил пастухов Ангел Господень, возвестив им о рождении Богомладенца-Христа, Которого они обрели в яслях (Лк 2:9-12). И тогда с неба они услышали песнопение множества ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2:14). Этот гимн открывающий каждое наше утреннее богослужение, с тех пор свидетельствует: только воздавая Богу славу, то есть живя по заповедям Божиим, человечество будет иметь мир на земле, пользуясь благоволение Бога и наслаждаясь благополучием. Евангелист Лука, повествуя о рождении Господа и Спасителя нашего среди пастухов, этим самым обращает наше внимание на то, что Сын Божий явился в мир как простой Человек, чтобы разделить Свою земную жизнь с простыми людьми труда, по заповеди данной первому человеку Адаму, в поте лица добывающих свое пропитание (Быт 3:17-19). В свою очередь евангелист Матфей повествует нам о приходе в Вифлием троих восточных мудрецов, ведомых звездой, указавшей им на рождение Царя Иудейского (Мф 2:1-2). Обретя Богомладенца-Христа, они преподносят Ему дары – золото, ладан и смирну (Мф 2:11), тем самым указывая на предстоящее Ему царское и первосвященническое служение. Как предреченный пророками Ветхого Завета Мессия Израиля, Господь наш стал светом и заветом вечным для народов (Ис 42:6; 49:6; Лк 2:32; Деян 13:47), Царство Которого не от мира сего (Ин 18:36). Как Первосященник во век по чину Мелхиседекову (Пс 109:4; Евр 5:6) Он «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9:12) для всех от века праведников Божиих и для всех кто последовал за Ним.
Свой искупительный подвиг Господь наш Иисус, будучи Сыном Божиим и, соответственно, истинным Богом (1 Ин 5:20), совершил восприняв образ раба (Флп 2:7), то есть человеческую природу, находящуюся в рабстве у закона смертности после греха Адама (Быт 2:16-17; 3:22). Будучи послушным Отцу «даже до смерти и смерти крестной» (Флп 2:8), Христос явил любовь Божию к падшему человечеству, дабы каждый, кто верит в Сына Божия, «не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Так что вера, действующая любовью (Гал 5:6) к Богу и ко всем, кто сотворен Им по Его образу (Быт 1:26), то есть к людям, открывает нам двери вечной жизни. Это и есть истинное исповедание веры в Христа, явленное нам древними и новыми подвижниками истинного благочестия. Будем и далее стоять в этой вере, и исполняя заповедь Христову о любви друг ко другу, по которой только и узнают все в нас истинную Церковь Христа (Ин 13:34-35).
В истекшем году наша Церковь пережила испытания, связанные с лишением храма сохраняющей верность истинному православию общины в селе Поселки в Пензенской области. Вместе с тем паства наша пополнилась новыми общинами в далекой Латинской Америки, окормляемыми принятыми в состав епископата Истинно-Православной Церкви Преосвященными митрополитом Мехико и всей Мексики Осием, епископом Сан-Хосе и Коста-Рики Серафимом и епископом Каракаса и Венесуэлы Саввой. В предстоящем году на очередном Архиерейском Соборе предстоит принять Положение об Истинно-Православной Церкви, проект которого сейчас проходит церковное обсуждение. Этот документ призван стать ориентиром для наших архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян в их религиозной идентичности, то есть в осознании ими себя именно как христиан, исповедующих истинное православие.
Благословляя венец лета благости Господней (Пс 64:12), испросим Подателя всяческих благ новых благословений на Церковь нашу, чтобы в радостях и в скорбях нам оставаться со Христом, ожидая Его Второго славного пришествия.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор 13:13).
†Смиренный РАФАИЛ,
Божией милостию Архиепископ Московский,
Митрополит Всероссийский,
Предстоятель Истинно-Православной Церкви
Град Москва,
Рождество Христово 2010/2011 года