ИНТЕРВЬЮ: Митрополит ВАЛЕНТИН, первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви, об уроках истории РПЦЗ, своем церковном опыте и нынешнем положении «осколков» | |||
"Портал-Credo.Ru": 90 лет в Константинополе русскими архиереями было организовано заграничное Высшее церковное управление, которое фактически положило начало существованию РПЦЗ. Как можно оценить это событие в контексте истории Православной Церкви? Митрополит Валентин: Пути Господни неисповедимы и неисследованы судьбы Его. Одновременно с этим во всем мы видим Его Божественное водительство. Сам Господь сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" и дал обетование, что врата ада не одолеют Его Церкви. Господь не указал, какая именно из Церквей устоит в Его истине против сил адовых до конца исторического бытия современного мира, до своего вступления в новое небо и новую землю, не сказал, где и в каком месте это произойдет. Событие 19 ноября 1920 года, выражаясь современным языком, событие знаковое. Организация православного центра (ВВЦУ Заграницей), в состав которого входили представители не только духовного сословия, но и разных сословий тогдашнего российского общества, выброшенные революцией на чужбину, вызвало беспокойство тогдашней безбожной власти, ее давление на Святейшего Патриарха Тихона по этому поводу было беспрецедентным. И хотя впоследствии ВВЦУ было распущено, Святейший Исповедник земли Русской успел перед этим принять весьма мудрое решение. Он издал знаменитый исторический документ, дающий правовой статус для последующего канонического устройства как РПЦЗ, так и Катакомбной Церкви в пределах порабощенной воинственным безбожием исторической родины. Этот документ озаглавлен так: "Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7/20 ноября 1920 года за № 362". Как свидетельствовал очевидец тех событий преосвященный епископ Григорий (Граббе), в Константинополе должен был произойти и первый Собор РПЦЗ, на что было получено разрешение Вселенского Патриарха. Но произошли изменения этого плана ввиду того, что старший по хиротонии архиерей, возглавлявший Собор русских архиереев, Митрополит Антоний (Храповицкий), получил приглашение тогдашнего предстоятеля Сербской Православной Церкви Патриарха Варнавы обосноваться в Югославии. Приглашение было принято, и русская колония переехала в Сремские Карловцы. В ноябре 1921года там и произошел первый Всезарубежный церковный Собор. Впоследствии работы и труды иерархов Русской Зарубежной Церкви, её духовенства, представителей Белого движения, русской интеллигенции и простых русских людей способствовали тому, что инославный мир воочию увидел русское Православие и русское благочестие, ставшее на Божественной страже сохранения догматического учения Церкви в чистоте святоотеческого предания. Этим РПЦЗ противостояла духовному натиску на Православие со стороны инославного мира с уже наметившимися в его среде модернизмом и наступающими временами последовательного экуменизма. И этот импульс благоприятно отразился как на внешней, так и на внутренней сторонах церковной жизни. В связи со сменой поколений православных людей, родившихся вне своей исторической Родины, становилось больше, а священнослужителей со старым дореволюционным опытом все меньше. В то же время в странах русского рассеяния окружающий мир менялся быстро, и многое в нем, что казалось недопустимым, немыслимым, уверенно занимало свои места, изменяя не только географическую карту мира, но и национальные и политические устои общественной жизни той или иной страны. Одновременно с этим новое поколение чад РПЦЗ не теряло своих духовных нитей и своей любви к православному прошлому и, преодолевая всевозможные духовные и материальные препятствия, делало его своим настоящим, приобретая при этом и свой практический опыт, которого в 1920-30-х годах не доставало их отцам и дедам. Им мало приходилось слышать радостного из порабощенной безбожием России, но сведения о твердости многих в исповедании веры воодушевляли их. Обновленчество, сергианский верноподданнический компромисс с безбожной властью, увлечение модернизмом и экуменизмом - все эти проблемы церковной жизни получали поэтапную и должную каноническую оценку со стороны руководства РПЦЗ. - Владыко, скажите, что, по Вашему мнению, привнес опыт существования свободной русской церковной иерархии вне России в общий исторический опыт Русской Церкви? - Находясь на свободе, вне своей порабощенной исторической Родины, и пользуясь этой свободой, РПЦЗ явилась на многие десятилетия церковной совестью, не запятнанной никакими каноническими нарушениями. Православные люди, находившиеся под игом безбожия в России, верили, что бежавшая от Красного дракона в пустыню инославия Жена, облеченная в свет, есть их Православная Церковь. Она спасает и молится о своих духовных чадах, в муках ею рождаемых, для их вечной жизни во Христе. Об этом свидетельствовали многие катакомбные исповедники, дожившие до политических перемен в последнем десятилетии обильного в своем кровопролитии ХХ века. Поэтому естественно и то, что ненавидима и оклеветана была РПЦЗ, какими только эпитетами ни называли её архиереев и какие только ярлыки не вешались на её чистые одежды, и какою только грязью не поливалось её доброе имя. Это делали те, кто, однажды изменив своему священническому долгу, пошел путем компромисса в вопросах не только политического диалога с безбожной властью, но и в попрании догматического и канонического устройства церковной жизни, подменяя его иными, чуждыми русской православной традиции формами. Здесь, прежде всего, я имею в виду разрушающую церковно-приходскую жизнь практику частых перемещений священнослужителей с прихода на приход, действующую в МП и поныне. Это способствовало тому, что у духовенства выработалось равнодушное отношение к проблемам церковно-приходской жизни: зачем что-либо созидать, если не сегодня, так завтра переведут? Дореволюционная Российская Церковь не знала такого злоупотребления. Более частыми в синодальный период были перемещения архиереев и реже настоятелей отдельных монастырей, приходское же духовенство крепко сидело на своих приходах, передавая их своим детям. Не одно поколение священников служило в своем приходском храме, и никто из них не называл его своей вотчиной. А эти частые перемещения, как известно, будоражат приходскую жизнь, способствуют разрушению приходской сплоченности и вырабатывают со временем индифферентность по отношению как к вероучительным истинам, так и к ревностному отношению между членами прихода, где царствует не мир и согласие, а прикрытое лицемерием фарисейство. - Что наиболее ценно из опыта РПЦЗ для Российской Церкви сегодня? - Полностью идеализировать жизнь РПЦЗ, думаю, нельзя. Несомненно, по человеческой немощи в ней, а вернее, среди её чад были недостатки, которые подвержены и осуждению, и исправлению. Они всегда вызывали не только критические замечания, но и желание их исправить. Они не становились нормами, как это стало в МП, а были, скорее, исключением, ибо Святой Апостол говорит, что в церковной жизни допускается разномыслие, дабы явились искусные. На поставленный Вами вопрос скажу, что святитель Филарет, прославленный исповедник нашей Церкви, как-то сказал, что РПЦЗ с её более чем тремястами приходами не любима церквами так называемого "мирового православия". Она не любима не потому, что собирала сведения о пострадавших Новомучениках и первая засвидетельствовала святость и великодушное мученичество последнего русского царя и его царственной семьи; не потому, что изобличила и осудила экуменизм и церковный модернизм, и не потому, что печатала множество духовной литературы. Даже если всего этого у неё не было бы, и она ничего не делала бы, то есть молчала, её продолжали бы ненавидеть, потому что самим своим молчаливым присутствием она бичевала их совесть. Поэтому и сегодня ненавистны МП и всем тем, кто с ней находится в общении, приходы, общины и верующие с духовенством, не пожелавшие разделить их общую "радость" с теми, кто уничтожал святое Православие и насаждал безбожие, а ныне преподносит более страшный и коварный духовный суррогат – новую религию Антихриста – экуменизм. Последним самым значимым событием в РПЦЗ был Леснинский Собор, на котором были приняты многие полезные для России церковные постановления, которые благотворно отразились бы и на жизни РПЦЗ в странах её рассеяния, если бы были воплощены в жизнь. Митрополит Виталий объявил тогда, что достигнутое на Соборе является чудом святителя Иоанна Максимовича, но спохватившиеся противники этих решений, а это теперь уже известные всему миру главные инициаторы церковного переворота в РПЦЗ, сделали все, чтобы манипулировать владыкой Митрополитом, чтобы устранить препятствия в виде российских приходов РПЦЗ на пути их сближения с МП. Одним из тех, кому было поручено провести первые шаги по развалу достигнутого церковного единства на Соборе в Лесне, был епископ Евтихий (Курочкин), заявивший верующим и духовенству, что ему предпочтительнее мнения и указы живых архиереев, чем почивших и умученных безбожниками архиереев. Он осуществил первые шаги по разобщению церковного единства, а уж затем к проторенной дорожке присоединились и синодалы во главе с архиепископом Лавром. Ко всему прочему, можно предположить, что это присоединение было заранее спланировано. После подписания соглашения о церковном единстве с МП журналисты спросили митрополита Лавра, как давно он хотел этого единства, и в какое время он замыслил это сделать. На поставленный вопрос митрополит Лавр ответил, что желание этого у него появилось аж в 80-х годах прошлого века, то есть еще при жизни св. Митрополита Филарета. Значит, планомерно эта группировка церковных заговорщиков делала все возможное, чтобы выживать из РПЦЗ всех её верных и искренних чад. - Так уж было суждено Промыслом Божиим, что приход в Суздале, верующие Цареконстантиновского собора с духовенством, были приняты в юрисдикцию РПЦЗ. Это решение было не спонтанным или амбициозным, как его хотят в данное время представить наши недруги. Мол, страстное желание стать архиереем побудило настоятеля взбунтоваться, а затем подбить неразумную, темную, невежественную паству, и вместе с ними ринуться в "объятия американской церкви". Конечно, это неправда. Уходу из МП предшествовали многие события, которые, я верю, были ниспосланы Господом для того, чтобы не только я, получивший свое детское и, можно сказать, отроческое воспитание среди христиан-тихоновцев, но и прихожане, прозрели, видя, что собой представляет МП. Они - простые бабушки - обивали пороги административного здания в Чистом переулке, ища правды и защиты у тех, кто отгородился от своей паствы милицейской охраной. Тогда на вопрос одной суздалянки: "Это что, охрана Патриарха?", дежуривший милиционер ответил: "Охрана, охрана, она самая и есть. Это вы поясками с "Живыми помочами" и "Да воскреснет Бог" защищаетесь,- ваш патриарх предпочитает более надежную охрану". Я до конца дней своих не забуду, как на Синоде почтенные митрополиты просили от меня письменного отречения от верующих города Суздаля, обещали мне даже некий "карьерный рост", если я выполню это "святое послушание", указывая мне на пример архиепископа Владимира (Котлярова) – мол, и ему было трудно писать отречение от краснодарской паствы. Но он выполнил указанное ему послушание и теперь его ждет соответствующее вознаграждение и карьерный рост. Я помню, как пелена спала с моих глаз: в этой организации нужно постоянно совершать предательство! С карьерным ростом увеличивается степень предательства. Как у митрополита Сергия: сперва "Декларация", затем - прямая клевета на Новомучеников, потом открытые храмы и монастыри, а затем собственноручное их закрытие. Это, мол, делается по просьбам верующих, пожелавших позакрывать свои храмы и монастыри. От меня уже не требовали простого добровольного перехода в другой приход или епархию, на что я в принципе и был согласен, а письменного отречения от своей паствы. Этих людей я еще должен был, в угоду МП, называвшей их "околоцерковной неформальной группировкой", оклеветать, дав им характеристику, как "хулиганствующим". Я отказался это сделать, на что и услышал: "Батенька мой, о какой душе вы нам здесь говорите? Вам дан приказ, вы его исполняйте". Но исполнить заповедь такого "святого послушания", о котором любят говорить архиереи МП - мол, оно выше поста и молитвы, - я не мог. Мы ушли, открыто, не скрываясь, не прячась, верующие так и сказали: "Мы уходим в Зарубежную Церковь". А им в ответ донеслось: "Идите на все четыре стороны, кому вы там нужны!" Зато когда мы ушли, мы оказались "самыми плохими и негодными". И я спрашивал себя: "Если я такой негодный, за что вы вешали мне ордена и медали, за что вы вручали мне ваши Благословенные грамоты?" Эта ситуация помогла мне произвести переоценку тех духовных ценностей, которыми я жил, находясь в МП, веря, что работаю на благо Матери-Церкви. В Синод РПЗЦ сперва обратились верующие прихожане, затем духовенство. Все мы были приняты через покаяние в сергианстве и экуменизме, видеозапись обращения и чин покаяния верующих были посланы в Синод. На Благовещение 1990 года впервые за Богослужением возглашалось имя Первоиерарха Зарубежной Церкви Митрополита Виталия. Надо сказать, среди прихожан того времени было еще много тех, кто помнил или кто жил воспоминаниями о дореволюционной Церкви. Потом к нам начали приезжать многие катакомбные христиане, среди которых были и те, кто мог рассказать о гонениях, о настоящем историческом сергианстве и о сохранении святой православной веры. Это было живое общение людей, тех, кто прожил жизнь в гонениях, с теми, мимо которых эти гонения прошли. Ведь почему нынешняя власть выжидала почти двадцать лет, чтобы нас изгнать из храмов? Вероятно, ждали, чтобы за эти годы вымерли те, кто мог постоять в полной мере за выстраданную ими Святую Православную Церковь. Как в тридцатые годы, в хрущевские 60-е, так и поныне действуют "по суду и по справедливости", а потом требуется, чтобы через семьдесят лет последовала некая реабилитация. Почему же не выносят посмертное осуждение тем, кто тогда "стоял на страже конституционных прав" и своими судами сгноил сотни тысяч людей в тюрьмах и лагерях, лишил детей материнской и отцовской заботы, обрек их на беспризорную сиротскую жизнь, сам же пользовался льготами и благами? Пока еще ни одному из них не вынесено ни одного вердикта, а вот десятки и сотни тысяч людей получили бумажные свидетельства о реабилитации их безвинно умерщвленных родных и близких. Через год после нашего присоединения к РПЦЗ постановлением Архиерейского Синода произошло мое наречение и рукоположение меня в сан епископа Суздальского. Впоследствии Митрополит Виталий показал мне не одну сотню всевозможных бумаг, порочащих меня, и я спросил его: "Владыко, здесь столько "компромата", как же Вы решились на рукоположение мое в архиерейский сан?" Митрополит Виталий мне ответил: "Странно было бы, если этих пасквилей не было бы. Против Вас восстали силы ада, а мы здесь научились многое читать между строк, поэтому если такая кампания компромата, значит, Вы сильно кому-то помешали". Тем более удивительно для меня было, что через два, три года владыка Митрополит стал действовать по-другому. На мое недоумение Анастасия Георгиевна Шатилова (бывшая многолетним сотрудником канцелярии Синода РПЦЗ) ответила, что зачастую первые решения владыки Виталия бывают правильными, но когда возникает оппозиция, Митрополит ей уступает, а для стороннего наблюдателя его действия кажутся странными. Мне до сих пор простить не могут, что именно с моего благословения протопресвитер Владимир Шишков вызволил Митрополита Виталия из синодального плена в 2001 году. И теперь, что бы ни говорили обо мне, признавали бы меня или нет, я удовлетворен тем, что мне пришлось в то время быть рядом с Митрополитом Виталием. Ни архиепископ Лазарь, ни епископ Вениамин, никто из сегодняшних священнослужителей юрисдикций, связывающих себя с его именем, не поехали на тот злополучный для РПЦЗ Собор. Мне лично пришлось появиться в Америке в обход всех правил. Пришлось ехать в Германию, затем в Женеву, оттуда в Колорадо, а уж потом, чуть ли ни на перекладных проехав через значительную часть Америки, прибыть в дом к отцу Владимиру Шишкову. Где и были составлены проекты канонического воссоздания РПЦЗ. Жаль, что многие черновые документы так и не были претворены в жизнь. У Митрополита Виталия была причина, позволяющая извинить его, - ему было уже за 90. И у него было сильное потрясение от сознания того, что все, кого он считал своими единомышленниками и верными чадами РПЦЗ, предали его и всю историческую миссию РПЦЗ. В одном из откровений, виденных умученным братом Иосифом Муньосом, хранителем мироточивой Иверской иконы Божией Матери, было запечатлено увиденное им - распятый и поруганный на кресте Митрополит Виталий. - Конечно, начало 90-х было временем интересным и захватывающим. Народ, истомившийся безбожием, нарасхват брал любую духовную литературу. У нас в храме ящиками, в качестве миссионерской акции, раздавали бесплатно Евангелие и другую литературу. Мы и сейчас так делаем. Во всяком случае, постоянные наши прихожане могут получить ту или иную духовную литературу. Мне, например, импонировали приходские листки, издававшиеся при храме св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне. Сегодня мы по возможности также печатаем бюллетени и вручаем их нашим богомольцам. Мне всегда нравилась открытая церковно-приходская жизнь при некоторых храмах РПЦЗ. В России часто прихожане нужны лишь для количества и десятины, при этом они должны выполнять только приказы, а их пожелания совсем не учитываются. Конечно, хотелось воссоздать среди народа Божия то, чем этот народ жил до революции. Но и в дореволюционном славном прошлом было не так все гладко. Не следует забывать, что мы все живем в мире, искушаемом от сатаны, и что мы все стоим перед выбором. В Писании Господь сказал: "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, - избери жизнь". Если все так было бы просто и легко, у нас не было бы стольких оклеветанных, умученных, казненных. Достаточно вспомнить жизнь святителя Иоанна Златоуста. Ведь его изгнание и многочисленные скорби, преждевременная смерть от изнурения, это не происки, каких-то варваров-язычников, а целенаправленные действия вполне пристойных верующих христиан. Среди которых не только благочестивейшая царица Евдоксия, но и представители как высшего, так низшего духовенства и тех мирян, которые поддерживали травлю великого святителя в угоду властей предержащих. Имя гонительницы императрицы Евдоксии упоминается еще в истории, а вот имена большинства сановных гонителей уже покрыты мраком забвения. - Мы видим, что, несмотря на весь научно-технический прогресс, история постоянно повторяется, а человечество наступает на те же самые грабли, которые в полной мере и с той же силой бьют его по мозгам. Поэтому, что у нас получилось хорошего - это милость Божия, а что нет, не было проявлено с нашей стороны той благословенной решимости, о которой говорил преподобный Серафим, отвечавший на вопрос своих современников о том, почему среди них нет такого проявления благодати Божией, о которой много расписано в духовных книгах. На это преподобный Серафим и ответил: потому что нет решимости, когда была бы решимость, было бы и изобилие благодати Божией. Советская власть за свои 70 лет воспитала не одно поколение людей с иждивенческими наклонностями и потребностями и поэтому у всех выработались понятия, что кто-то обязан сделать ему что-то просто так, задаром. Меньше трудов - больше льгот. Все, кто мог трудиться и проявлять решимость, имея чувство веры, совестливости, честности и ответственности, все они были уничтожены физически. Мы - потомки тех, кто смог выжить, более или менее приспособившись к тем условиям, которые были у нас в стране. Сегодня уже не возгласишь: "Постоим за дом Пресвятой Богородицы!" В нашем положении скорее действенно святоотеческое наставление "не покусись своей немощной рукой остановить апостасию, но исследуй дух времени и устранись сам и, по возможности, помоги это сделать своим ближним". Из чего и следует, что пока в сердце человека не обрящется потребность внутреннего духовного возрождения, никакие внешние показательные результаты никогда не проявят себя. Мир все больше ожесточается, и, несмотря на открытые храмы, всевозможные религиозные радио- и телевизионные каналы разных вероисповеданий, в большей степени православных, нравственный климат не улучшается. Общество не просто терроризуется криминалитетом, но и само становится криминальным, где вместе в одной команде и "братки", и их духовные "батьки". - Сегодня часть РПЦЗ влилась в МП, а часть разделилась на несколько независимых и часто не признающих друг друга Синодов. Как Вы оцениваете эту ситуацию? Есть ли из неё какой-нибудь выход? - Перед нами печальная реальность происшедшего, во исполнение пророчества Откровения св. Иоанна Богослова, что дана власть дракону воевать со святыми и побеждать их. Видимо, свершившееся объединение РПЦЗ(Л) и РПЦ МП попущено Богом… На историческом пространстве ярким светом сияла Карфагенская Церковь, и где она сейчас? Была Персидская Церковь. Что с ней сегодня? Остались сонмы мучеников в церковном месяцеслове. А Церковь Кавказской Албании, Месопотамии и других мест - лишь часть славной истории минувших веков. С каким радостным трепетом и воодушевлением истомившиеся в бездуховном пространстве ожидали люди возвращения Изгнанницы Церкви на свою историческую Родину! Пришли же те, кого уже можно считать сейчас агентами безбожников, которые выполняли их указания, сея раздор между российскими архиереями, духовенством и верующими. Жаль, что многие верили им и шли на поводу у тех, кто впоследствии привел РПЦЗ к подписанию злополучного акта о воссоединении. Желаемого единства православных, как видно из последующих за подписанием лет, не произошло и особых результатов этого единства и не видно, кроме фотографий заграничных архиереев в церковном календаре МП. Его и быть не может, ибо "кое сложение Церкви со идолы"? Жаль, что постигшее несчастье не объединило тех, кто не пошел за предавшими духовную миссию РПЗЦ. Всему этому можно найти свои причины. Но самая главная из них - отсутствие любви к истине и присутствие ревности не по разуму, ревности, ослепляющий и пробуждающей сокрушающую ярость, обнажающую упоение своей учености того, кто считал, что только он и никто другой способен нести свет Православия. В конечном итоге, большинство таких ревнителей возвращались к тем, кто их породил в МП. Это с одной стороны. С другой стороны, между нами все-таки есть единство хотя бы в том, что мы отделились от всепоглощающей ереси, уводящей последующих за ней в разные степени духовной прелести, итог которых -погибель души. По словам Оптинских старцев, корабль Российской Церкви на море житейском потерпел крушение, но и на разметанных по этому житейскому морю его щепках спасаются. Для воссоздания этого корабля нужны не толстые кошельки с крупными денежными суммами, не многоглаголание о чужих подвигах и святости, а приобретение этих подвигов и этой святости, чрез стяжание любви, которая есть "соуз совершенства". Писание говорит, что от избытка чувств говорят уста. Когда читаешь или слышишь, что говорят уста православных, то еще и удивляешься, насколько наш Господь долготерпелив и многомилостив. Сколько люди проводят часов в этих "благочестивых" перепалках, что порой кажется, что забыто ими то, что сказал когда-то преп. Арсений Великий. Когда он был влиятельным царедворцем в Константинополе, ему приходилось многим о многих говорить, и часто он об этом сожалел, но об одном он не жалел, когда его уста хранили молчание. Если бы время, которое уходит на сидение в Интернете, потрачено было на молитву о воссоздании разбитого бурей корабля Российской Православной Церкви! Так что на сегодня наше единство в нашем разделении. Один из святых отцов заметил: лучше благочестивое разделение, чем нечестивое единство. - Можно ли сказать, что РПЗЦ уже сыграла свою роль в истории или её история еще продолжается? - Я всегда испытываю некую неловкость, от вопроса "какую роль сыграла". Хотя зачастую именно это словосочетание общеупотребительно. Но с ним лично я не согласен. Церковь не может сыграть роли, ибо она не лицедейка, не актриса, у которой есть главные роли, успешные, а есть второстепенные. Всякая игра все-таки подразумевает некую искусственно завуалированную неискренность. Церковь - чадолюбивая мать, и её забота о своих чадах искренняя, не наигранная. Она - столп и утверждение истины, какая же здесь может быть игра? Вот МП может играть именно роли - достаточно пролистать все подшивки её официального издания ЖМП и подивиться её великому искусству великой игры. С кем только ни играла она, кого только ни привлекала, кому только ни услужила, только не Господу, только не во спасение душ находящихся в её ограде. Вот теперь сфера её деятельности значительно расширилась: достаточно просмотреть телеканалы "Союз" и "Спас". Смотришь и радуешься, в какой же мы благостной и спокойной стране живем, и главное, какое у нас всеобъемлющее духовное возрождение. И нет здесь места станице Кущевской, каким-то межнациональным конфликтам. Все как в былые прежние времена – тишь да гладь. Землетрясения тогда проходили "с незначительным ущербом", самолеты разбивались и поезда с рельс сходили "безо всяких жертв", а уж стихийных бедствий вообще и не было. Так что я не согласен, что РПЦЗ "играла роль", я думаю, что она жила в святости и чистоте, храня каноническую верность своему небесному Жениху Христу, достойно и праведно. Те в РПЦЗ, кто пошел на единство с МП, видимо, тоже будут продолжать жить, но уже с новыми понятиями и новыми радостями тех, кто их соблазнил вступить в это сообщество сомнительного единства. Время покажет. Мне лично не видны достойные плоды этого союза и тем более не заметны никакие результаты. Да и всему обществу это мало что принесло, а вот верующие РПАЦ не были обойдены вниманием - как МП, так и властных структур. Нас лишили храмов, слава Богу, хоть к стенке еще не поставили, но, видимо, и эти времена наступят. Ведь слова Христовы "всякий, благочестно жити хотящий, гоним будет", никто не отменял. |